СПРАВКА
о промежуточных результатах реализации инновационного проекта
«Внедрение кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства»
2023/2024 учебный год
Общие данные
Учреждение образования: государственное учреждение образования «Пиревичская средняя школа Жлобинского района»
Полное название (тема) инновационного проекта: «Внедрение кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства».
Временные рамки 2022 – 2025
Руководитель проекта: Белькович Инна Алексеевна, директор государственного учреждения образования «Пиревичская средняя школа Жлобинского района»
Консультанты инновационного проекта:
Змушко Антонина Михайловна, заведующий кафедрой специальной и инклюзивной педагогики ГУО «Академия последипломного образования», кандидат педагогических наук, доцент, +375(017)3267838, ksip@academy.edu.by
Лобанова Наталья Николаевна, заместитель директора по учебной работе ГУО «СШ № 19 г. Гомеля» +375(29)3340167,kalina-ln@yandex.ru
Количество участников инновационного проекта:
В инновационном проекте задействованы учащиеся 2 класса интегрированного обучения, 25 учащихся (2 из них с нарушениями психофизического развития (трудности в обучении)); учащиеся 3 класса интегрированного обучения, 17 учащихся (2 из них с нарушениями психофизического развития (трудности в обучении)); учащиеся 4 класса интегрированного обучения, 22 учащихся (3 из класса с нарушениями психофизического развития (трудности в обучении)).
Педагоги, задействованные в проекте: учитель-дефектолог, учитель интегрированного обучения, три учителя начальных классов, педагог социальный, заместитель директора по учебной работе. Законные представители – по количеству учащихся.
Состав участников реализации инновационного проекта:
Белькович Инна Алексеевна – директор, образование высшее, высшая квалификационная категория, общий стаж – 32 года (в должности директора 24 года), повышение квалификации – 2021 год, ГОИРО;
Кулибаба Екатерина Николаевна – заместитель директора по учебной работе, образование высшее, высшая квалификационная категория, общий стаж 31 год (в должности заместителя директора 6 лет), повышение квалификации 2022 год, АПО;
Голец Ирина Станиславовна, учитель-дефектолог, образование высшее, высшая квалификационная категория, общий стаж 38 лет, повышение квалификации – 2022 год, ГОИРО;
Голец Андрей Федорович – учитель интегрированного обучения, образование высшее, высшая квалификационная категория, общий стаж 40 лет, повышение квалификации – 2023 год, ГОИРО;
Никифорова Тамара Николаевна, учитель начальных классов, образование высшее, высшая квалификационная категория, общий стаж 45 лет, повышение квалификации – 2024 год, ГОИРО;
Кашелапова Валентина Николаевна, учитель начальных классов, образование среднее специальное, первая квалификационная категория, общий стаж 40 лет, повышение квалификации – 2024 год, ГОИРО;
Денисенко Любовь Михайловна, учитель начальных классов, образование высшее, высшая квалификационная категория, общий стаж 34 года, повышение квалификации – 2023 год, ГОИРО;
Буракова Виктория Петровна, педагог социальный, образование высшее, вторая квалификационная категория, общий стаж 6 лет, повышение квалификации – 2022 год, ГОИРО.
Социальные партнеры:
1. ГУО «Пиревичский детский сад»
2. ГУО «Жлобинский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
3. ГУО «Жлобинский районный центр творчества детей и молодежи»
Введение
В стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года (одобрена протоколом заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 02.05.2017 №10) развитие инклюзивного образования обозначено одним из приоритетных направлений образования. В Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь от 30.11.2021 № 683, акцентировано внимание на необходимости работы современного педагога с разными категориями детей и их родителями, в том числе с детьми-инвалидами и детьми с ОПФР.
В утвержденной новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании, который вступил в действие с сентября 2022 года, понятие «инклюзивное образование» отсутствует. В Кодексе в качестве основных принципов реализации государственной политики в области образования определен в том числе «принцип инклюзии в образовании, обеспечивающей равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого обучающегося (одаренного, талантливого, обучающегося, индивидуальные потребности которого обусловлены его жизненной ситуацией, состоянием здоровья, иными обстоятельствами)».
Инклюзивное образование – обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе лиц с особенностями психофизического развития, посредством создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей обучающихся.
Цели и задачи инновационной деятельности
Цель инновационного проекта: формирование инклюзивного образовательного пространства посредством реализации кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов. Достижение цели предполагает решение следующих задач:
продолжить внедрение кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства;
совершенствовать профессиональные навыки педагогов, работающих в условиях интеграции, направленные на повышение качества образовательного процесса обучающихся с ОПФР, обеспечение его непрерывности;
организовать деятельность по максимально возможному включению обучающихся с ОПФР в образовательный процесс;
продолжить работу по организации взаимодействия между учреждениями образования разных типов по обеспечению единства подходов, форм, методов, приёмов, способов деятельности и т.д., направленных на развитие личности ребёнка, успешности его социализации, просвещение родителей, законных представителей, совершенствование профессионализма педагогов;
определить эффективность использования кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства по итогам двух лет реализации.
Система управления реализацией инновационного проекта в учреждении образования
Для обеспечения реализации проекта была сформирована управленческая команда в следующем составе:
Белькович И.А. – директор государственного учреждения образования «Пиревичская средняя школа Жлобинского района» – руководитель проекта;
Кулибаба Е.Н. – заместитель директора по учебной работе;
Голец И.С. – учитель-дефектолог, руководитель творческой группы.
Для реализации проекта создана творческая группа, в состав которой вошли педагоги, которые непосредственно работают с данной категорией учащихся. Это учителя начальных классов и педагог социальный, роль которого непосредственно работа с семьями. Эти же педагоги являются членами творческой группы.
Немаловажным является наличие у педагогов мотивации к данной деятельности, профессиональной и психологической готовности работать в команде по данной проблеме, педагогического опыта, готовности к восприятию и использованию новых достижений и направлений в работе с детьми.
Деятельность в рамках реализации инновационного проекта осуществлялась в соответствии с приказом по учреждению № 187 от 31.08.2023 «Об организации инновационной деятельности в учреждении образования в 2023/2024 учебном году», и нормативными документами, регламентирующими инновационную деятельность.
С целью оказания методической помощи по ведению дневников наблюдений и проведению анализа критериев и показателей инновационной деятельности проводились для участников проекта консультации, групповые совещания, заседания творческой группы.
Ведущей формой управленческой деятельности в проекте является открытый диалог. Принятие решений в рамках проведения педагогических советов, инструктивно-методических совещаний, выбор тем, задач и достижения целей при подготовке к проведению открытых мероприятий осуществлялось в открытом обсуждении.
Свободное обсуждение результатов проделанного в процессе инновационной деятельности помогло определить уровень готовности и продвижение каждого участника по своей теме. Анализ инновационной деятельности способствовал методическому росту каждого участника, так как в процессе обобщения необходимо было использовать, имеющийся свой практический опыт и привлекать опыт других педагогов, работающих над своими темами в проекте.
Каждый педагог включён в инновационную деятельность через организованную методическую работу. При этом он занимается самообразованием в рамках выбранной темы педагогического исследования. Фиксация результатов инновационной деятельности продолжает осуществляться посредством ведения дневников, групповых и индивидуальных консультаций.
Все участники проекта продолжили работу над темами педагогических исследований в рамках реализации инновационного проекта: Белькович И.А. – «Модель комплексного взаимодействия участников инклюзивного образовательного пространства»; Кулибаба Е.Н. – «Партнерство педагогов, родителей и специалистов в инклюзивном образовании школы»; Никифорова Т.Н. – «Формирование у младших школьников навыков смыслового чтения через организацию работы с текстом»; Кашелапова В.Н. – «Развитие познавательных способностей на уроках литературного чтения в начальной школе»; Голец И.С. – «Технология применения кроссвордов на коррекционных занятиях с учащимися с ОПФР»; Голец А.Ф. – «Формы и методы работы с детьми с ОПФР по формированию социально-бытовых компетенций».
По итогам второго года работы над проектом педагогами изучена методическая литература, проработаны нормативные документы по темам исследования. Кулибаба Е.Н. выступила с докладом на педагогическом совете. Учителя начальных классов (Кашелапова В.Н., Никифорова Т.Н., Денисенко Л.М.) провели открытые уроки, на которых показали приемы формирования смыслового чтения, использование дидактических игр на уроках русского языка и познакомил с активными приемами, способствующими развитию познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе. Как итог разработаны рекомендации, оформлены наглядные материалы, составлена картотека дидактических игр.
На данном этапе проекта основными критериями деятельности педагогов были следующие:
– профессионально-личностный рост педагогов (показатели: совершенствование профессиональной компетенции педагогов, использование современных образовательных технологий в работе с учащимися с ОПФР);
– информационная культура, инновационная компетентность (показатели: эффективность использования сайта учреждения, электронной почты);
– овладение методами командной работы (показатели: преемственность в работе педагогов в учреждении образования. Взаимодействие с педагогами других учреждений образования).
Таким образом, можно сделать вывод, что в своей инновационной деятельности педагоги в первую очередь руководствуются мотивами, связанными с потребностью в контактах с интересными и творческими людьми, желанием создать комфортную обстановку в школе для учащихся с ОПФР. Ведущим принципом в их работе стал принцип демократизации, который раскрылся при согласовании выбранной темы и постановке задач с целями инновационного проекта каждым педагогом, с реальными возможностями учащихся и уровнем подготовленности родителей. Для специалистов были созданы условия для реализации деятельности по темам педагогических исследований.
Эффективность условий реализации инновационного проекта
Образовательный процесс в учреждении образования осуществляют 25 педагогов. В проекте участвует 8 педагогов школы. Общее руководство проектом с августа 2022 года осуществляет директор учреждения образования Белькович И.А., организационно-методическое сопровождение – заместитель директора по учебной работе Кулибаба Е.Н. В проекте задействованы также учитель-дефектолог, педагог социальный и учителя начальных классов. Из вышеперечисленных педагогических работников имеют высшую категорию – 6 (75%), первую – 2 (25%).
Участники проекта характеризуются достаточно высоким инновационным потенциалом, имеют хорошую теоретическую и методическую подготовку, зарекомендовали себя как творческие, неравнодушные к своему делу педагоги, владеющие широким диапазоном современных образовательных технологий, методами и формами обучения учащихся с ОПФР.
Работа по реализации инновационного проекта продолжалась в тесном контакте с участниками кластера: государственными учреждениями образования «Пиревичский детский сад», «Жлобинский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитация» и «Жлобинский районный центр творчества детей и молодежи».
Для осуществления инновационной деятельности в нашем учреждении имеется: три кабинета начальных классов, кабинет дефектолога, кабинет педагога-организатора, актовый зал, спортивный зал, библиотека, кабинет информатики, кабинет заместителя директора по учебной работе.
Техническое обеспечение: 4 компьютера с выходом в интернет, интерактивная доска, мультиборд, 2 принтера, фотоаппарат.
Информационное обеспечение:
электронный банк необходимой документации и литературы по проблеме: нормативные документы, статьи, разработки учебных занятий, ЭСО; сайт учреждения образования pirev.sh.zhlobinedu.by; электронная почта pirev.sh@zhlobinedu.by; интернет-платформа информационного сопровождения инновационной деятельности inov.academy.by; сайт Гомельского областного института развития образования iro.gomel.by, группа участников проекта в Viber.
Для организационно-методической деятельности по вопросам проекта используется кабинет учителя-дефектолога, содержащий научно-методические разработки и информационные материалы по вопросам организации методической работы с педагогическими кадрами, повышения квалификации, участия в семинарах, конференциях.
Информацию о деятельности учреждения образования можно получить на официальном сайте учреждения образования pirev.sh.zhlobinedu.by.
Для развития профессиональной компетенции педагогов-участников инновационного проекта было организовано повышение квалификации педагогов.
Также велась работа по самообразованию участников инновационного проекта, осуществлялось взаимодействие с учреждениями образования кластера, работающими над проектом, было организовано участие в областных семинарах.
В течение года были проведены следующие мероприятия:
1. 27.09.2023 участники проекта приняли участие в инструктивно-методическом совещании на базе ГОИРО «Внедрение кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства», которое провели консультанты Лобанова Н.Н. и Змушко А.М.
2. Дважды за год (28.09.2023 и 26.04.2024) были проведены методические совещания участников кластера по вопросам организации работы по реализации календарных планов и совместных мероприятий.
3. 05.04.2024 приняли участие в практическом семинаре на базе ЦКРОиР «Наша роль – педагог инклюзивного образования».
Содержание мероприятий способствовало повышению профессиональной компетентности педагогов в реализации тем педагогических исследований.
Выполнение программы и плана реализации инновационного проекта
С августа 2023 по апрель 2024 года участники инновационного проекта продолжили реализацию практического этапа проекта. Работа была направлена на выполнение основных направлений программы и календарного плана инновационной деятельности на 2023/2024 учебный год.
В рамках выполнения календарного плана были проведены следующие мероприятия:
Итоги по реализации проекта Внедрение кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства» за 2022/2023 учебный год были заслушаны на заседании педагогического совета 29 августа 2023 года. Были предложены промежуточные результаты и практические наработки в виде методической выставки. Также определены ошибки, допущенные в процессе работы, намечены пути развития в перспективе.
15.09.2023 было проведено заседание творческой группы. Участники проекта выступили с информацией о промежуточных результатах работы над темами педагогических исследований. Данное мероприятие было проведено с целью корректировки планов работы, исходя из результатов предыдущего года.
До 15 сентября 2023 была организована работа по вовлечению детей с ОПФР в работу объединений по интересам: «Бумажная фантазия», «Юный спасатель», «Шашки». Цель – создание безбарьерной среды в процессе общей деятельности и достижении результата.
09.10.2023 участие руководителя творческой группы Голец И.С. в работе заседания участников регионального проекта по вопросам, регламентирующим инновационную деятельность на 2023/2024 учебный год на базе Жлобинского ЦКРОиР. В процессе работы были спланированы совместные мероприятия в работе кластера на предстоящий учебный год.
Тема заседания «Использование дидактического и раздаточного материала на уроках в классах интегрированного обучения и занятиях в детском саду для организации индивидуальной работы с учащимися с ОПФР».
Участники заседания показали и рассказали об использовании пособий, разработанных по конкретным темам и для определенной деятельности учащихся с ОПФР. Была организована выставка методических пособий с рекомендациями по их использованию.
В процессе обсуждения были предложены варианты наглядности по использованию на уроках математики с учетом преемственности учебного материала.
24.11.2023 на базе школы педагогами ЦКРОиР был проведен семинар-практикум для родителей учащихся с ОПФР. Тема семинара-практикума «Наказание и поощрение. Виды поощрений».
Родителям был предложен теоретический материал познавательного характера, проведен практикум и даны конкретные рекомендации в виде буклетов.
01.12.2023 учащиеся школы приняли участие в фестивале ко дню инвалида «От сердца к сердцу». Фестиваль проводился на базе ЦКРиО в городе Жлобине. Участниками стали дети с ОПФР и норматипичные. Команда выступила с песней «Мир похож на цветной луг» и получила диплом третьей степени.
08.12.2023 проведено заседание творческой группы учреждения. На заседании была заслушана информация о промежуточных результатах работы над темами педагогических исследований. Спланирована панорама открытых уроков и мероприятия для участия в предметной неделе начальных классов.
12. С 12.02.2024 по 16.02.2024 была организована и проведена неделя преемственности между дошкольным учреждением «Пиревичский детский сад» и учреждением образования «Пиревичская средняя школа Жлобинского района». План недели размещен на сайте школы.
12.01.2024 педагогом дополнительного образования Кашелаповой В.Н. проведено мероприятие для воспитанников старшей группы дошкольного учреждения в музейной комнате школы «Белорусская хата» «Колядки».
В феврале 2024 было учителем-дефектологом Пиревичской средней школы Голец И.С. и педагогом-психологом Пиревичского детского сада Михаленко В.М. проведена консультация для родителей «Что нужно знать родителям, воспитывающим детей с ОПФР».
21.02.2024 в рамках Дня родного языка проведено совместное мероприятие «Каб мова родная гучала!». Учащиеся записали видеопредставление стихов на белорусском языке.
Цель недели – создать благоприятные условия для успешной адаптации, охраны прав и здоровья воспитанников дошкольного учреждения (с том числе и учащихся с ОПФР) при переходе в первый класс на основе целенаправленного взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и начальной школы в реализации единой линии обучения, развития и воспитания.
В процессе недели реализованы следующие направления: работа с педагогическими кадрами, работа психолого-педагогической службы, работа с родителями и воспитательная работа.
На протяжении третьей четверти в рамках панорамы открытых уроков проведены уроки и внеклассные мероприятия в классах интегрированного обучения и воспитания:
3 класс – урок литературного чтения «И. А. Крылов. Стрекоза и Муравей».
4 класс – урок литературного чтения «С. Маршак. Рассказ о неизвестном герое».
3 класс – внеклассное мероприятие «Экскурсия по городам Беларуси».
Творческая группа организовала участие родителей в круглом столе «Опыт позитивного родительства». В работе круглого стола приняли участие представители Пиревичского детского сада и Жлобинского ЦКРОиР.
Приняли участие в анкетировании «Что значит быть толерантным?» Анкетирование было проведено во всех классах интегрированного обучения и воспитания (2-4,6,8) и в трех классах, в которых обучаются норматипичные дети (5,9,10 классы).
С 18 по 22 марта 2024 была проведена неделя толерантности «Спешите делать добро». В мероприятиях были задействованы учащиеся школы и воспитанники Пиревичского детского сада. На протяжении недели были проведены мероприятия различной направленности: выставки, просмотры мультфильмов, акции, мастер-класс, конкурсы рисунков и другие внеклассные мероприятия. Материалы по итогам проведения недели были оформлены в виде брошюры.
Фотоотчеты по всем мероприятиям размещены на сайте учреждения образования
Результаты инновационной деятельности
В ходе реализации запланированных мероприятий в рамках проекта за истекший период достигнуты следующие результаты:
1. Повышение уровня психологической компетентности педагогических работников, учащихся и родителей в вопросах создания инклюзивного пространства для учащихся с ОПФР через обучающие семинары, практические занятия, консультации, в процессе обмена опытом.
2. Использование современных образовательных технологий, активных и интерактивных форм и методов в практической деятельности учителей, обеспечивающих обучение в классах интегрированного обучения.
3. С целью изучения затруднений в процессе реализации инновационного проекта было проведена диагностика.
Диагностика затруднений педагогов показала, что осознанием недостаточности достигнутых результатов и желанием их улучшить руководствуются в своей инновационной деятельности 15 % педагогов;
15 % педагогов проекта считают, что за время реализации проекта значительно повысили свой профессиональный уровень. Актуальной по-прежнему остается потребность в контактах с интересными, творческими людьми – 70 %.
4. Педагоги находятся в постоянном поиске новых форм и методов работы с учащимися с ОПФР по формированию инклюзивного образовательного пространства. В работе с учащимися с ОПФР используют различные активные методы и приемы: работа с теневым театром, использование технологии шестиугольного обучения (гексы), составление буриме, работа с кроссвордами и др. На уроках литературного чтения используют аудио- и видеоматериалы.
5. Активизировалось участие педагогов в семинарах, конференциях и других мероприятий по обмену опытом.
По итогам работы над проектом у большинства педагогов сформированы умения по организации творческой работы с учащимися, педагоги умеют работать на конечный результат. Активное взаимодействие педагогов творческой группы способствует профессиональному росту участников инновационного проекта.
Таким образом, анализ данных по основным критериям проекта показал профессионально-личностный рост педагогов, совершенствование информационной культуры, инновационной компетентности педагогов, повышение мотивации педагогической самореализации.
Демонстрация трансляция инновационного опыта
На конец года по результатам проведенных мероприятий собран и оформлен методический материал: сценарии, рекомендации, наглядный материал, фотоотчеты.
Педагогами, осуществляющими инновационную деятельность, оформлены папки по результатам работы над темами педагогических исследований.
Результаты работы были заслушаны на совещании при директоре и на педагогическом совете.
Также на протяжении работы педагоги учреждения приняли участие в районных семинарских занятиях, где обменивались опытом работы.
Заключение
Работу по реализации инновационного проекта «Внедрение кластерной модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства» продолжим с учетом рекомендаций по итогам предыдущего года. Данный проект помогает в итоге создать систему работы с учащимися с особенностями психофизического развития. Сформировать культуру межличностного общения в работе с детьми, родителями и педагогами. Реализовать дифференцированный подход с учетом запросов родителей и потребностей и индивидуальных возможностей учащихся.
Разработанный план мероприятий реализации инновационного проекта на практическом этапе 2023/2024 учебного года выполнены в полном объеме.
Инновационная деятельность в Пиревичской средней школе стала одной из важных составляющих деятельности педагогического коллектива. Созданы необходимые условия для профессионального развития каждого педагога; определены и созданы оптимальные условия для реализации программы инновационного проекта (диагностика состояния готовности участников образовательного процесса работать в инновационном режиме; информационная, научно – методическая деятельность педагогов по внедрению модели взаимодействия региональных учреждений образования разных типов для формирования инклюзивного образовательного пространства); расширена теоретическая база образовательной деятельности педагогов, осуществляющих инновационную деятельность. Цель инновационного проекта, поставленная на отчетный период, достигнута благодаря слаженной работе управленческой команды, созданию условий для реализации проекта, высокому качеству проводимых методических мероприятий. Прослеживается динамика результатов инновационной деятельности в соответствии с разработанными критериями.
Рекомендации
Заместителю директора по учебной работе Кулибаба Е.Н. предоставить справку о результатах реализации инновационного проекта за 2023/2024 учебный год в Государственное учреждение образования «Гомельский областной институт развития образования».